Агентство Markswebb Rank & Report назвало лучшие мобильные банки года

Агентство Markswebb Rank & Report назвало лучшие мобильные банки года

Аналитическое агентство Markswebb Rank & Report опубликовало ежегодный рейтинг мобильных банковских приложений. Как изменился список лидеров и аутсайдеров за последний год?

В новый рейтинг от Markswebb Rank & Report вошли 32 банка. Из них десять участников эксперты взяли из топ-10 прошлогоднего исследования. Вторым критерием попадания в список стала аудитория мобильных банков — часть была отобрана именно по этому принципу. Еще семь банков участвовали по своей инициативе на коммерческой основе, но влиять на оценку у них возможности не было.

Результаты рейтинга

Лидером рейтинга приложений для iPhone и Android второй год подряд стал Тинькофф Банк. «Этот банк — давний лидер, — говорит генеральный директор аналитического агентства Markswebb Rank & Report Алексей Скобелев. — Его команда решила, что мобильный банк — это самостоятельный от интернет-банка сервис, и он должен иметь столько же функций, что и интернет-банк, и даже больше».

В этом году для приложения на базе Android банк внедрил возможность бесконтактных платежей с помощью смартфона. По мнению Скобелева, это прорывная идея, которую уже через год должны внедрить и другие лидеры рейтинга. «Мы реализовали в мобильном приложении чат с сотрудниками банка, встроили меню быстрых действий для устройств на платформе iOS с поддержкой 3D touch (когда команда зависит от силы нажатия на экран. — РБК) и авторизацию по отпечатку пальца для устройств на платформе Android», — делится успехами вице-президент по развитию мобильных сервисов Тинькофф Банка Максим Евдокимов.

По его словам, в приложении также появилась возможность подписаться на уведомления о новых штрафах ГИБДД. Кроме того, приложение теперь может распознавать номер пластиковой карты по фотографии.

Хорошие позиции в рейтинге Markswebb и у Сбербанка — второе место среди приложений для iPhone и третье для смартфонов на базе Android. По сравнению с прошлым годом улучшил свои позиции Альфа-банк — второе место в списке приложений для Android, и четвертое — для iOS (год назад он был в числе замыкающих первую десятку). «Если в течение года участники исследования более активно дорабатывают свои приложения, их оценка повышается, — комментирует Алексей Скобелев. — Соответственно, они вытесняют в рейтинге те банки, которые ведут себя не очень активно».

Если мобильное приложение банка за год, напротив, никак не поменялось или поменялось незначительно, скорее всего, оценка будет ниже, чем годом раннее. К пассивным участникам, по мнению Скобелева, можно, например, отнести Промсвязьбанк и «Уралсиб», чьи позиции в сравнении с прошлым годом заметно ухудшились. «Низкую оценку получают, как правило, те банки, для которых мобильный банк — не главный приоритет, поэтому скорость его развития сильно уступает лидерам», — говорит эксперт.

Аутсайдером обоих рейтингов, как и в 2015 году, стал Ситибанк. Последний раз его приложение глобально обновлялось в 2014 году. Вместе с тем руководитель электронного бизнеса Citi Россия Елена Скурятина рассказывает, что в данный момент банк работает над обновлением приложения Citi Mobile. Выход обновленной версии планируется в ближайшие месяцы. ОТП Банк, который также занял одну из нижних строчек рейтинга, также обещает улучшения. «Банк планирует глобальные изменения», — говорит начальник центра развития интернет-банка ОТП Банка Виктор Павлюк. По его словам, мобильный банк сделают более удобным для пользователей. Обновить свою версию мобильного банка планирует и Россельхозбанк, который также занимает последние строчки рейтинга.

В этом году рейтинг пополнился двумя новыми участниками — в него вошли Почта Банк и Банк Казани. «Приложение для первого разрабатывала команда специалистов из банка «Связной» (лицензия отозвана. — РБК), который занимал в 2015 году хорошие позиции», — рассказывает Скобелев. Не удивительно, что новый участник исследования занял третье место среди приложений для iPhone и пятое — для Android. «Мы начали проект десять месяцев назад, а первая его версия увидела свет в последние дни 2015 года», — рассказывает директор по электронному бизнесу Почта Банка Анастасия Масленникова. По ее словам, под каждый банковский продукт они сделали персональную визуализацию. Если это кредит — то приложение предлагает сразу посмотреть и текущий долг, и проценты, и платеж, и сколько уже внесено. Если сберегательный счет — то и остаток, и подсказка, сколько нужно внести денег, чтобы получить хороший процент, доступны тут же.

Как изменились мобильные банки за год

Мобильные банки развиваются медленнее интернет-банков, говорит Скобелев. «Все то, что год назад внедрялось в интернет-банках, сейчас приходит в мобильные приложения, — рассказывает он. — Например, сейчас начинается история со всевозможными подписками на задолженности, штрафы и так далее».

Директор департамента консалтинга «Делойт» СНГ Алексей Суханов также отмечает, что почти все банки взяли курс на улучшение интерфейса своих приложений. Например, банки стараются делать виджеты. Пользователь может, не заходя в мобильное приложение, получить информацию, например, по остаткам по картам (так это уже сделали банк «Открытие» и МДМ Банк).

Суханов полагает, что будущее за так называемой концепцией CustomerCentric. Ее идея в том, что сервис должен быть построен исходя из образа жизни клиентов, а не из набора продуктов и услуг банка. «Клиент должен воспринимать мобильный банк не как отдельное приложение, а как инструмент, органично встроенный в процесс реализации жизненных планов», — считает Суханов. По мнению гендиректора Frank Research Group Юрия Грибанова, гонка за функционалом закончилась. Сегодня задача банков — найти баланс между удобством и безопасностью мобильных приложений, заключил он. Суханов из «Делойт» согласен с тем, что приложения российских банков достигли такого уровня, что соревноваться в функциональности они уже не могут. Он считает, что будущее за дополнительными возможностями: внедрением элементов игры или финансового планирования.

Методика составления рейтинга

Исследование проходило в три этапа. Сначала более 3 тыс. респондентов описали свой опыт работы с банковскими приложениями. Затем функциональность и удобство мобильных банков оценили аналитики. После этого каждое приложение тестировали пять респондентов (не профессионалов, а клиентов банков).

По словам Скобелева из Markswebb Rank & Report, в этом году компания стала внимательнее смотреть на платежные функции приложений: можно ли через них пополнять дорожные карты «Тройка» в Москве и «Подорожник» в Санкт-Петербурге. Также анализировали возможности просмотра лимитов, которые банк устанавливает на конкретную карту клиента. Кроме того, аналитики смотрели, можно ли в приложении заказать выпуск конкретного банковского продукта, а не обратного звонка.

Плюсы методики: Суханов из «Делойт» отмечает, что в рейтинге охвачены ключевые операции с мобильными банками. Выборка респондентов выглядит репрезентативной, хотя, конечно, необходимо знать детали — например, учитывалась ли при обработке результатов ее структура.

Минусы методики: По словам Суханова, не ясно, учтены ли при составлении рейтинга дополнительные опции. К ним он относит элементы геймификации, финансового планирования, интеграции с социальными сетями.

 
Источник