За удобства надо платить, или Почему цены в магазинах такие разные

Россияне все больше экономят на продуктах. Однако снижение доходов населения не повод снижать цены в ритейлерских сетях. В Москве (да и всей России), похоже, действует негласное правило – в любой непонятной ситуации быстро повышай цены. Но снижать их не торопись. Разобрались, почему. Спойлер: порой сами клиенты виноваты в высоких ценах.

За удобства надо платить, или Почему цены в магазинах такие разные

Из-за кризиса реальные доходы россиян снижаются уже второй год подряд. Сокращаются и средства, которые они готовы тратить на повседневные нужды. В этой ситуации неудивительно, что россияне все больше отдают предпочтение магазинам эконом-класса.

Обход нескольких ритейловых сетей в Москве показал, что при покупке одинакового набора продуктов разница может достигать 48%. Данные по ценам на продукты и товары в разных торговых сетях приведены в таблице – ниже.

За удобства надо платить, или Почему цены в магазинах такие разные

За удобства надо платить, или Почему цены в магазинах такие разные

Самым экономичным вариантом оказывался «Ашан» (в этой сети 17 продуктов общей необходимости обошлись в 1466 рубля). А самым дорогим стала «Азбука Вкуса» (2173 рубля). Где-то посередине находится чек из «магазина у дома».

«Рамблер.Финансы» опросили экспертов: за счет чего формируется такая разница в цене у разных магазинов? А также, почему в торговых точках в рамках одной торговой сети, но в разных районах города, на одни и те же товары цена может отличаться на 10-20%.

За удобства надо платить?

Базовая цена товара практически всегда одинакова для всех крупных ритейлеров в Москве. Мелкие ритейлеры – те самые «магазины у дома», закупаются обычно дороже. Оно и понятно, у последних меньшие закупочные партии (поэтому они получают небольшие скидки и бонусы у поставщиков). Зная это, не стоит удивляться, что такие  магазины обходятся потребителю чуть дороже, чем «экономные» крупносетевые.  

После базовой цены в ход идут торговые наценки, которые устанавливаются продавцом самостоятельно. Сюда входят: арендная плата, логистика товаров, транспортные издержки по доставке товаров от производителя в торговую точку, НДС, содержание самой торговой точки и другие расходы по закупке и реализации товаров. 

Однако разница в цене одних и тех же продуктов в разных сетях (и даже в одной сети) объясняется, в том числе, маркетинговой политикой ритейлера, – говорит президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди» Ольга Косец:

У сетей есть так называемый портрет покупателя: анализ покупательской активности и предпочтений. Это и определяет то, что продуктовый набор в определенном районе имеет конкретную цену. Если брать во внимание так называемые спальные районы, где нет большой представленности ЖК бизнес-класса, то и цены там будут довольно средними, тогда как в центральной части больших городов цены на тот же набор продуктов могут быть выше, причем даже в рамках одной сети. Это связано с тем, что в центре, как правило, более активные покупатели (не только жители районов, но и те, кто вынужденно совершает покупки – офисные служащие, прочие люди, кто приезжает сюда здесь по делам), а уровень доходов постоянно проживающих также обычно чуть выше.

Даже в магазинах одной сети цены на товары могут отличаться. И причина не только в стоимости аренды для одного или другого района, но и в трафике. К примеру, человек, идущий после рабочего дня в магазин, скорее всего не пройдет лишние 200-300 метров до магазина с более низкими ценами. Именно поэтому «удобные» точки всегда пользуются этим, устанавливая более высокие цены.

Почувствуй себя премиум-клиентом

Еще одна причина разных цен – политика самого ритейлера, то, как он себя позиционирует.

Этого мнения придерживается и аналитик ИК «Алор» Кирилл Яковенко:

Люди с зарплатой от 100 тыс. рублей предпочтут пойти в более дорогой магазин, где они купят не только товар, но и приобретут услуги. В дорогих магазинах, как правило, работают более квалифицированные сотрудники (зарплата у них выше, чем у сотрудников в магазинах эконом-класса, то есть сеть несет дополнительные расходы). В таких магазинах приятная атмосфера – играет музыка, работают кондиционеры, все товары красиво разложены или упакованы, да и выбор в таких магазинах объективно больше. Человек с достатком готов переплачивать, чтобы совершить красивый «шопинг».

Есть еще одна вещь, которую публично не обсуждают, но «в кулуарах» говорят.

Не секрет, что одна компания-ритэйлер может владеть торговыми сетями нескольких классов: от самого экономного, до среднего и премиального. Как правило, все продукты в эти сети поставляют одни и те же производители, однако, в зависимости от качества (свежести) товара, их распределяют в те или иные магазины. «Так, более свежие едут в магазины премиум-класс, товары, срок годности которых уже близок к исходу – в менее «элитные», – поясняет представитель крупной розничной сети, пожелавший остаться неизвестным.

Отсюда и следует разница в ценах на одни продукты в точках разного класса. Однако важно помнить – ни одна из торговых сетей не имеет права продавать продукты с истекшим сроком годности. Магазины, дорожащие своей репутацией, следят, чтобы на прилавках не задерживались товары со сроком менее 2 недель. В магазинах же экономного класса такая продукция может задержаться и подольше, а за несколько дней до ее утилизации, как правило, на нее идут большие скидки.

Именно поэтому всегда стоит обращать внимание на срок годности перед покупкой «скидочных» товаров (особенно это касается молочной продукции).

Неожиданный эффект

В России хорошо заметен эффект «храповика»: когда случается неблагоприятная ситуация, цены на товар взлетают быстро, зато когда все нормализуется логичного снижения цен не происходит – они останавливаются на месте, говорит Кирилл Яковенко. И так пока не случится очередная неприятность, позволяющая цены снова повысить.

За удобства надо платить, или Почему цены в магазинах такие разные

В ритейловых компаниях не стали комментировать вопросы корреспондента «Рамблер.Финансы» о ценообразовании. Впрочем, за примерами и ходить далеко не нужно: в условиях санкций или ухудшения отношений с некоторыми странами, Россия то и дело отказывается от иностранных продуктов. Это дает производителям (или продавцам) возможность повышать цены на отечественные аналоги.

Конечно, можно жаловаться в Федеральную антимонопольную службу на неоправданно высокие цены (или Роспотребнадзор – на качество продукции). Бывали случаи, когда чиновникам действительно удавалось повлиять на ритейлеров.

По мнению Яковенко, «главная проблема Москвы – в том, что лидерами являются всего 4-5 ритейловых сетей. Из-за такой низкой конкуренции цены не могут сильно меняться. К примеру, в США в крупном городе работают 20-30 сетей, что позволяет выстраивать рыночные цены, там нет монополии».

И последнее. Если где-то один и тот же продуктовый набор можно продать дороже и его привычно купят, то никто не будет выравнивать цены – это невыгодно сети. «Если продавец видит, что за товар люди готовы выложить 200 рублей (вместо 100 рублей), то и цена будет поднята до этого уровня, – говорит Яковенко. Правда, бесконечно цены поднимать никто не будет, иначе сеть рискует потерять большую часть клиентов, которые просто уйдут в другие точки».

Другими словами, можно долго жаловаться на «жадность» продавцов, их нежелание снижать цены, однако во многом их поведение зависит и от нас, покупателей.

Источник